Чайковский шлюз
Камский бассейн. Чайковский шлюз (судоходный шлюз Воткинского гидроузла) ⎼ однокамерный, двухниточный. Расположен у левого берега реки Кама в 566 км от ее устья и в 350 км ниже г. Пермь. Входит в состав Воткинского гидроузла.Собственник: Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Эксплуатирующая организация : ФБУ «Администрация «Камводпуть».
Ведущая проектная организация ⎼ Ленинградское отделение Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» им. С.Я. Жука Министерства энергетики и электрификации СССР (в настоящее время ОАО «Ленгидропроект»). Проектирование механического оборудования выполнено организацией «Гидростальпроект» г. Москва (в настоящее время СПКТБ «Мосгидросталь»). Основная строительная организация ⎼ Управление строительства «Воткинскгэсстрой» Министерства энергетики и электрификации СССР (в настоящее время ОАО «Воткинскгэсстрой»).
Шлюз предназначен для поддержания напорного фронта, осуществления судопропуска и сброса паводковых вод р. Кама обеспеченностью 0,1%. Класс сооружения ⎼ II. Введен во временную эксплуатацию в 1962 г., в постоянную ⎼ августе 1966г.
Величина максимального расчетного напора составляет 23 м, напор при НПУ – 23 м.
Общая длина шлюза, между наружными гранями устоев – 344,28 м. Габаритные размеры камер шлюзов одинаковы и составляют 290,0 х 30,0 м, глубина на пороге при НПУ – верхней головы 7,0 м, нижней – 3,5 м. Полезные размеры камер шлюзов: длина – 285,2м, ширина – 28,0м.
Система наполнения – распределительная с продольными галереями в днище камеры и щелевыми выпусками в перекрытии галерей. Система опорожнения – сосредоточенная через водопроводные галереи. Время (при НПУ): наполнения камеры –13 мин, опорожнения камеры –13 мин.
Ширина подходного канала: верхний бьеф –110,9 м; нижний бьеф – 80,0 м.
Длина причальных линий: верхний бьеф – 300 м (правая) и 500 м (левая); нижний бьеф – 500 м.
Верхние головы представляют собой доковую конструкцию с массивным днищем, в котором расположены водопроводные галереи и стенкой падения в верхней части головы. В торцах верхних голов размещены водозаборные отверстия системы питания.
Нижние головы выполнены в виде массивной доковой конструкции связанной по верху железобетонным мостом-затяжкой. В днище голов расположены водопроводные и водовыпускные галереи.
Камеры шлюза докового типа с размещением водопроводных галерей в днище по длине разделены на 8 секций по 31,5 м каждая, высота стен камеры – 29,1 м. В средней части каждой секции в специальных приливах расположены ниши плавучих рымов. Вдоль камер шлюза установлены разгрузочные ящики и гарантийные анкера, предназначенные для снижения активного давления грунта на стены камер.
Мост-затяжка предназначен для пропуска железнодорожного и автомобильного транспорта.
Система питания – распределительная с продольными галереями в днище камеры и щелевыми выпусками в перекрытии галерей. Выпуски шириной 16 см расположены равномерно по длине камеры с шагом 630 см. Водозабор осуществляется в торцах верхних голов, водовыпуск в днище нижней головы за порогом рабочих двустворчатых ворот. В качестве гасительного устройства энергии потока при опорожнении камер по оси каждой камеры установлены раздельные стенки. В качестве швартовых устройств используются плавучие рымы.
В качестве основных (аварийно-эксплуатационных) на верхних головах шлюза установлены плоские подъемно-опускные ворота, на опорах скольжения. На нижних головах используются двустворчатые ворота ригельного типа. Привод основных ворот ⎼ электрогидравлический.
На верхней и нижней головах предусмотрены ремонтные двустворчатые ворота с электрогидравлическим приводом на верхних головах и электромеханическим на нижних головах.
Основные затворы наполнения / опорожнения: плоские, опускные, скользящие с электрогидравлическим приводом грузоподъемностью 250 т. Конструктивное оформление ремонтных затворов аналогично основным. Маневрирование затворами осуществляется с помощью козловых кранов.
Отметки ворот и порогов Чайковского шлюза:
- порог ремонтных ворот верхней головы (верхний бьеф) – 82,00 м;
- верх ремонтных ворот верхней головы (верхний бьеф) – 89,50 м;
- верх аварийно-эксплуатационных ворот (верхний бьеф) – 90,00 м;
- верх аварийно-эксплуатационных ворот с козырьком (верхний бьеф) – 90,60 м;
- порог нижней головы (нижний бьеф) – 62,50 м;
- верх ремонтных ворот (нижний бьеф) – 75,61 м;
- верх рабочих ворот (нижний бьеф) – 90,00 м;
- отметка днища камеры – 62,50 м.
10 мая 1962 года спустя 15 минут после начала шлюзования пассажирского парохода «Дмитрий Фурманов» и сухогруза «Криуши» произошло обрушение внутренней стенки камеры во внутрикамерное пространство на протяжении 110 метров. Благодаря сухогрузу удалось предотвратить затягивание пассажирского парохода, на котором находилось 423 пассажира и 52 члена экипажа, в образовавшийся проран.
Следует отметить, что, примерно, годом ранее аналогичная авария произошла на шлюзе Уилер в США, в результате которой погибло 2 человека.
Объявлен конкурс на исследование неустановившегося движения воды в нижнем подходном канале Чайковского шлюза
Шлюз предназначен для поддержания напорного фронта, осуществления судопропуска и сброса паводковых вод р. Кама обеспеченностью 0,1%. Класс сооружения ⎼ II. Введен во временную эксплуатацию в 1962 г., в постоянную ⎼ августе 1966г.
Следует отметить, что во время строительства в проектную документацию были внесены существенные изменения. Вместо двухкамерных шлюзов было принято решение о строительстве однокамерных сооружений.
В состав шлюза входят причальные сооружения верхнего и нижнего бьефов, мол, ограждающий акваторию аванпорта от водохранилища, нижний подходной канал.
Величина максимального расчетного напора составляет 23 м, напор при НПУ – 23 м.
Общая длина шлюза, между наружными гранями устоев – 344,28 м. Габаритные размеры камер шлюзов одинаковы и составляют 290,0 х 30,0 м, глубина на пороге при НПУ – верхней головы 7,0 м, нижней – 3,5 м. Полезные размеры камер шлюзов: длина – 285,2м, ширина – 28,0м.
Система наполнения – распределительная с продольными галереями в днище камеры и щелевыми выпусками в перекрытии галерей. Система опорожнения – сосредоточенная через водопроводные галереи. Время (при НПУ): наполнения камеры –13 мин, опорожнения камеры –13 мин.
Длина причальных линий: верхний бьеф – 300 м (правая) и 500 м (левая); нижний бьеф – 500 м.
Верхние головы представляют собой доковую конструкцию с массивным днищем, в котором расположены водопроводные галереи и стенкой падения в верхней части головы. В торцах верхних голов размещены водозаборные отверстия системы питания.
Нижние головы выполнены в виде массивной доковой конструкции связанной по верху железобетонным мостом-затяжкой. В днище голов расположены водопроводные и водовыпускные галереи.
Мост-затяжка предназначен для пропуска железнодорожного и автомобильного транспорта.
Система питания – распределительная с продольными галереями в днище камеры и щелевыми выпусками в перекрытии галерей. Выпуски шириной 16 см расположены равномерно по длине камеры с шагом 630 см. Водозабор осуществляется в торцах верхних голов, водовыпуск в днище нижней головы за порогом рабочих двустворчатых ворот. В качестве гасительного устройства энергии потока при опорожнении камер по оси каждой камеры установлены раздельные стенки. В качестве швартовых устройств используются плавучие рымы.
В качестве основных (аварийно-эксплуатационных) на верхних головах шлюза установлены плоские подъемно-опускные ворота, на опорах скольжения. На нижних головах используются двустворчатые ворота ригельного типа. Привод основных ворот ⎼ электрогидравлический.
На верхней и нижней головах предусмотрены ремонтные двустворчатые ворота с электрогидравлическим приводом на верхних головах и электромеханическим на нижних головах.
Основные затворы наполнения / опорожнения: плоские, опускные, скользящие с электрогидравлическим приводом грузоподъемностью 250 т. Конструктивное оформление ремонтных затворов аналогично основным. Маневрирование затворами осуществляется с помощью козловых кранов.
Отметки ворот и порогов Чайковского шлюза:
- порог ремонтных ворот верхней головы (верхний бьеф) – 82,00 м;
- верх ремонтных ворот верхней головы (верхний бьеф) – 89,50 м;
- верх аварийно-эксплуатационных ворот (верхний бьеф) – 90,00 м;
- верх аварийно-эксплуатационных ворот с козырьком (верхний бьеф) – 90,60 м;
- порог нижней головы (нижний бьеф) – 62,50 м;
- верх ремонтных ворот (нижний бьеф) – 75,61 м;
- верх рабочих ворот (нижний бьеф) – 90,00 м;
- отметка днища камеры – 62,50 м.
Об аварии на Чайковском шлюзе
Открытие шлюза было приурочено к 1 мая 1962 г. Поскольку строители не могли завершить работу в полном объеме, было принято решение ввести в эксплуатацию хотя бы левую камеру шлюза. Первое судно (пароход «Мамин-Сибиряк») было прошлюзовано 8 мая 1962 г., при этом в правой камере продолжались строительно-монтажные работы.
10 мая 1962 года спустя 15 минут после начала шлюзования пассажирского парохода «Дмитрий Фурманов» и сухогруза «Криуши» произошло обрушение внутренней стенки камеры во внутрикамерное пространство на протяжении 110 метров. Благодаря сухогрузу удалось предотвратить затягивание пассажирского парохода, на котором находилось 423 пассажира и 52 члена экипажа, в образовавшийся проран.
Однако, во время трагедии в правой камере и в межкамерном пространстве велись работы, где было задействовано 63 человека, а также еще несколько человек наблюдали за проходом судов и находились на стенках камеры.
В результате аварии погиб 21 человек, 15 получили ранения. Ущерб от последствий аварии был оценен в 2 518 944 руб.
Новости о сооружении:
На Чайковском шлюзе проведен инспекторский осмотр
0 Comments: