Судоходные шлюзы Казахстана
Усть-Каменогорский шлюз
Назначение шлюза - пропуск судов и плотов через Усть-Каменогорский гидроузел.
Количество камер - 1.
Количество ниток - 1.
Тип шлюза - шахтный.
Общая длина шлюза между наружными гранями устоев 183,5 м.
Габаритные размеры камеры шлюза (ДхШхВ), м: 100х18х47,04.
Глубина на пороге при НПУ - 4 м.
Верхние основные ворота - подъемно-опускные.
Нижние основные ворота - двустворчатые, ригельного типа.
Состав сооружения:
- верховой подход с двумя причальными стенками длиной 100 м и 58 м;
- камера шахтного типа с верхней (ВГШ) и нижней (НГШ) головами шлюза;
- низовой подходной канал с двумя причальными стенками по 120 метров, образованный частично выемкой правого берега, частично насыпью разделительной дамбы длиной 400 м.
Строительство Усть-Каменогорского шлюза началось в 1939 году специально созданным Управлением строительства «Иртышгэсстрой».
Великая Отечественная война внесла коррективы в строительство всего гидроузла. В полном объеме средства на строительство начали выделять лишь в 1948 году.
3 июня 1953 года было произведено первое шлюзование. Временная эксплуатация шлюза осуществлялась до 1957 года включительно, то есть, до момента перекрытия реки Иртыш в створе Бухтарминского гидроузла.
В октябре 1960 года Усть-Каменогорский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.
Бухтарминский шлюз
Назначение шлюза - пропуск судов и плотов через Бухтарминский гидроузел.
Расположен в скальной выемке крутого правого берега реки Иртыш, верхняя голова шлюза входит в напорный фронт Бухтарминского гидроузла.
Количество камер - 4.
Количество ниток - 1.
Общая длина шлюза между наружными гранями устоев 493,45 м.
Габаритные размеры камер шлюза (ДхШхВ), м:
камера 1 - 117,85х18х26,3;
камера 2 - 107,8х18х20,7;
камера 3 - 107,35х18х20,7;
камера 4 - 107,35х18х20,7;
Глубина на пороге при НПУ (камера 1) - 2,5 м.
Верхние основные ворота - подъемно-опускные.
Основные ворота промежуточных и нижней голов - двустворчатые, ригельного типа.
Проект шлюза был разработан институтом «Гидропроект» им. С. Я. Жука (г. Ленинград).
Строительство Бухтарминского шлюза началось в мае 1960 года специально созданным Управлением строительства «Иртышгэсстрой».
Ввод во временную эксплуатацию – апрель 1963 года.
В сентябре 1966 года Бухтарминский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.
Состав сооружения:
верхняя голова, три промежуточных и нижняя голова;
четыре шлюзовые камеры;
нижний подходной канал;
палы и причалы верхней и нижней голов.
Шульбинский шлюз
Назначение - пропуск судов и плотов через Шульбинский гидроузел.
Расположен в черте пос. Шульбинск, на левом берегу в 400 метрах ниже створа ГЭС.
Количество камер - 1.
Количество ниток - 1.
Тип шлюза - шахтный.
Общая длина шлюза между наружными гранями устоев 159,3 м.
Габаритные размеры камеры шлюза (ДхШхВ), м: 100х18х42,5.
Глубина на пороге при НПУ - 11 м.
Состав сооружений:
- верхний подходной канал длиной 1050 м и шириной по дну 50 м с причальной стенкой длиной 178 м;
- камеру шахтного типа с верхней и нижней головами шлюза и направляющими палами длиной по 50 м;
- нижний подходной канал длиной 2280 м и шириной по дну 50 м.
Строительство шлюза в составе Шульбинского гидроузла начато в 1978 году. В сентябре 1987 года, в связи с перекрытием плотины, прекращено сквозное судоходство между Усть-Каменогорском и Семипалатинском. Ввод в эксплуатацию шлюза планировался в 1990 году. Экономические преобразования после распада СССР негативно повлияли на дальнейшее развитие речного транспорта, и строительство шлюза было приостановлено.
И только в январе 2003 года Министерством транспорта и коммуникаций РК с ОАО «Гидропромстрой» был заключен договор и начаты работы по достройке Шульбинского шлюза.
Проект был разработан проектным институтом ТОО «Казгидро» г. Алматы.
В декабре 2004 года Шульбинский судоходный шлюз был принят в постоянную эксплуатацию.
0 Comments: