Пермский шлюз
Камский бассейн. Пермский судоходный шлюз (шлюз Камской ГЭС) ⎼ шестикамерный, двухниточный, приплотинный, с бетонными головами и стенками камер из металлического шпунта. Расположен у левого берега реки Кама в г. Пермь. Введен во временную эксплуатацию 01.05.1954 г., постоянную ⎼ 21.12.1965 г. Входит в состав Камского гидроузла, который является первым, возведенным на р. Каме.Собственник: Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Эксплуатирующая организация : ФБУ «Администрация «Камводпуть».
В состав Пермского шлюза входят: судоходный шлюз с причальными сооружениями (палы верхней и нижней голов) на подходах к нему, напорные ограждающие дамбы ⎼ восточная и западная.
Сооружения шлюза предназначены для поддержания напорного фронта Камского водохранилища совместно с Камской ГЭС, пропуска судов и плотов через Пермский шлюз посредством шлюзования. В пропуске паводков шлюз не участвует.
Гидротехнические сооружения Пермского шлюза, входящие в состав напорного фронта Камского гидроузла, образующего Камское водохранилище, относятся к I классу сооружений.
Строительство шлюза осуществлено в период с 1949 по 1954 годы строительной организацией "Камгэсстрой" по проекту Куйбышевского филиала Всесоюзного университета "Гидроэнергопроект" Министерства электростанции СССР. Проектирование механического оборудования шлюза выполнено СПКТБ "Ленгидросталь".
С вводом в постоянную эксплуатацию в 1965 г. (приказ Госстроя СССР от 20.10.1965 г. №186) шлюз был передан на баланс Министерства речного флота РСФСР.
Общая длина шлюза между наружными гранями устоев составляет 1556,7 м. Полезная длина каждой камеры 229,6 м, минимальная ширина 29,7 м. Глубины на верхних порогах 7,6 м при нижнем подпорном уровне Камского водохранилища, на нижних ⎼ 4,92 м при проектном уровне Воткинского водохранилища. Максимальная глубина на пороге при минимальном навигационном уровне: верхняя голова ⎼ 4 м, нижняя голова ⎼ 3,92 м.
К шлюзу ведут подходные каналы, верхний из которых имеет длину 700 м и ширину 80 м, а нижний ⎼ длину 550 м и ширину 80 м. Длина причальных линий в верхнем подходном канале: слева 250 м, справа 423 м, в нижнем подходном канале по 250 м. Максимальный расчетный напор на сооружение 21,8 м.
Высотный габарит судов ограничивают мосты и 5 линий электропередач. Надводный габарит судов, шлюзуемых без ограничения, 11,0 м, пропускаемых по специальной технологии ⎼ 13,5 м.
Восточная и западная нитки шлюза имеют различное назначение: восточная ⎼ для проводки судов и составов, западная ⎼ для проводки плотов. Изначально для проводки плотов через шесть камер применялась электрическая тяга ⎼ электровозы, которые перемещались по железнодорожным путям с нормальной колеей, уложенной вдоль стенок камер шлюза (по аналогии со шлюзами Панамского канала). Общая протяженность путей составляет 14,5 км. В настоящее время электровозы не используются.
Верхние головы (№1) обеих ниток шлюза докового типа, представляют собой сплошную железобетонную плиту (неразрезную) с двумя устоями. Отметка площадок устоев верхней головы ⎼ 110,35 м. К внешним устоям голов примыкают бетонные массивы с нишами (шкафами) для уборки в них откатных аварийных и рабочих (основных) ворот. Каждая голова оборудована двумя воротами: аварийными и рабочими. Рабочие ворота расположены на 16,93 м ниже (по течению) аварийных. Шкафы аварийных и рабочих ворот размещаются на общей фундаментной плите, отрезанной вертикальным швом от устоя головы. Промежуточные головы №№ 2, 3, 4, 5, 6 имеют такую же конструкцию, как и верхние (№1), с той лишь разницей, что на них размещаются только одни откатные рабочие ворота. Нижние головы (№7) обеих ниток, также, как и вышележащие, представляют собой массивную доковую конструкцию с той лишь разницей, что на них, кроме рабочих откатных ворот, установлены ремонтные откатные ворота, которые могут обслуживать обе нитки шлюза.
Стены камер образованы из металлического корытообразного и зетобразного шпунта. Шпунт забит в грунт основания на глубину от 5 до 17 м. Днище камер водонепроницаемое и состоит из железобетонных распорных балок. Ячейки между балками заполнены каменной наброской, уложенной на 3-х слойном обратном фильтре.
Система питания камер шлюза ⎼ головная, через шесть клинкетных отверстий, расположенных в нижней части каждых плоских откатных ворот. Клинкетные отверстия перекрываются сегментыми затворами. Опорожнение камер также производится через клинкетные отверстия.
Всего в состав основного и вспомогательного механического оборудования Пермского шлюза входят:
- 14 основных (рабочих) плоских откатных одностворчатых ворот (по 7 ворот на обеих нитках шлюза);
- 2 аварийно-ремонтных ворот откатных одностворчатых ворот треугольного сечения, расположенных на верхних (№1) головах обеих ниток шлюза;
- 2 ремонтных плоских откатных одностворчатых ворот, расположенных на западной нижней голове (№7), в слипе западной нитки шлюза;
- приводные тяговые лебедки рабочих и аварийно-ремонтных ворот с тяговыми усилиями в 40 т и 100 т соответственно, установленных на внешних устоях камер шлюза;
- 16 откатных шторных стенок рабочих и аварийных ворот;
- ремонтные заграждения шандорного типа для перекрытия шкафов рабочих, аварийно-ремонтных и ремонтных ворот шлюза.
Средняя продолжительность пропуска составов и крупных судов 144 мин., включая время захода и выхода из камер шлюза.
Имеющиеся сведения о количестве шлюзований (суммарно по обеим ниткам) представлено на рисунке, некоторые сведения о количестве шлюзований в отдельные периоды эксплуатации сооружения приведены ниже:
1967 г. ⎼ 4334 шлюзования;
1977 г. ⎼ 4709 шлюзований;
1986 г. ⎼ 5186 шлюзований;
1994 г. ⎼ 375 шлюзований;
2007 г. ⎼ 1059 шлюзований;
2016 г. ⎼ 662 шлюзования;
2017 г. ⎼ 693 шлюзования;
2019 г. ⎼ 877 шлюзований;
2020 г. ⎼ 864 шлюзования.
2019 г. ⎼ 877 шлюзований;
2020 г. ⎼ 864 шлюзования.
Неудовлетворительное техническое состояние основных ворот №2 западной нитки привело к аварии, которая произошла 4 ноября 1994 г. с буксиром-толкачом "Дунайский-31". Теплоход вёл состав из двух барж с грузом минеральных удобрений. При заходе состава во вторую камеру шлюза произошло разрушение ворота №2. В образовавшийся проран было унесено две отцепившихся от состава баржи. Потоком воды и ударами барж были разрушены ворота №№ 3 ⎼ 7. В результате аварии также погибли два рыбака, которые ловили рыбу в запретной зоне шлюза.
Необходимо отметить, что из-за короткого замыкания на подстанции Камской ГЭС аварийные ворота западной нитки не смогли перекрыть продет полностью. Только после восстановления электроснабжения они были дозакрыты. Полное время закрытия аварийных ворот составило 6 ⎼ 7 минут.
Необходимо отметить, что из-за короткого замыкания на подстанции Камской ГЭС аварийные ворота западной нитки не смогли перекрыть продет полностью. Только после восстановления электроснабжения они были дозакрыты. Полное время закрытия аварийных ворот составило 6 ⎼ 7 минут.
В качестве основных причин разрушения основных ворот №2 западной нитки шлюза названы усталостные явления в материале элементов конструкций, общий коррозионный износ металла, многочисленные ремонты в период длительной эксплуатации при наличии неудачных конструктивно-технологических решений на стадии расчета, проектирования и монтажа ворот.
С учетом финансовой и экономической ситуации в стране и существенного снижения интенсивности судоходства устранение последствий данной аварии продлилось до октября 2012 г. Следует отметить, что ремонтные работы затронули не только западную, но и восточную нитку, которая до этого не ремонтировалась с 1954 г.
С учетом финансовой и экономической ситуации в стране и существенного снижения интенсивности судоходства устранение последствий данной аварии продлилось до октября 2012 г. Следует отметить, что ремонтные работы затронули не только западную, но и восточную нитку, которая до этого не ремонтировалась с 1954 г.
Снимки со строительства шлюза
📷pastvu.com; perm.aif.ru; cruiseinform.ru; zvzda.ru
0 Comments: