Павловский судоходный шлюз

Павловский шлюз – однокамерный, однониточный, железобетонный. Класс сооружения – II. Входит в состав Павловского гидроузла, расположенного на р. Уфа в 177 км выше по течению г. Уфа в районе поселка Павловка Нуримановского района Республики Башкортостан. 

Собственник: Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Эксплуатирующая организация : ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Павловский шлюз

Кроме шлюза в состав гидроузла входят: водосливная плотина, совмещенная со зданием ГЭС, земляные русловая (правобережная) и левобережная плотины.

Генпроектировщик – Московское отделение проектного института «Гидроэнергопроект» (Мосгидэп). Строительная организация – СУ УфаГЭСстрой. 

Шлюз введен в опытную эксплуатацию 25.04.1958 г., постоянную – 23.01.1962 г.

Основной функциональной задачей шлюза является поддержание вместе с другими сооружениями гидроузла напорного фронта, осуществление пропуска судов и плотов, а также пиковой части катастрофического паводка повторяемостью 1%.

Максимальный расчетный напор на гидроузел – 33,20 м (на данный момент шлюз является самым высоконапорным в Европе). Напорным фронтом шлюза являются конструкции верхней головы и стенки секции № 1 камеры шлюза.

Общая длина шлюза между наружными гранями устоев – 164,16 м. Габаритные размеры камеры шлюза: длина – 120,0 м, ширина – 15,0 м, глубина на пороге при НПУ – 2,40 м. 

Верхняя голова шлюза имеет доковую армобетонную конструкцию длиной 34,15 м и шириной по основанию 42,0 м, толщина днища 12,0 м. Порогом основных и аварийно-ремонтных ворот служит стенка падения высотой 23,0 м и толщиной 6,0 м.

На верхней голове шлюза в качестве основных установлены подъемно-опускные ворота – плоские, скользящие, сдвоенные, типа «Глаголь», на нижней – опускные, плоские на опорах скольжения. 

На верхней голове установлены аварийно-ремонтные ворота – плоские, колесные, сдвоенные, типа «Глаголь».

На нижней голове установлены ремонтные опускные ворота – плоские, скользящие.

Маневрирование воротами выполняется с помощью электромеханического привода. В качестве тягового органа на верхних и нижних основных воротах, а также ремонтных воротах нижней головы используется стальной канат, на аварийно-ремонтных – пластинчатая цепь. 

Система питания – распределительная. Затворы наполнения рабочие – плоские, скользящие с электрогидравлическим приводом. Затворы наполнения ремонтные –плоские, скользящие с электромеханическим приводом, в качестве тягового органа используется стальной канат. Рабочие затворы опорожнения-конусные с электромеханическим приводом. Ремонтные затворы опорожнения-дисковые с ручным приводом.

Предохранительное устройство отсутствует.

Особенности и интересные факты о сооружении

При возведении шлюза имели место многочисленные нарушения технологии укладки бетона, особенно в зимний период, в связи с чем, качество бетона основных конструктивных элементов шлюза неудовлетворительно, что подтверждается значительным объемом ремонтных работ, которые проводятся на шлюзе, с первых лет его эксплуатации. Так, с 1962 г. начался ремонт облицовки водопроводных галерей. Ремонт лицевых поверхностей устоев межворотного пространства между АРВ и РВ верхней головы проводится с 1964 г. С 1968 г. ведется ремонт стен камеры и устоев верхней и нижней голов шлюза. 

Также, проведены работы по усилению некоторых железобетонных конструктивных элементов шлюза. В начальный период эксплуатации была установлена тенденция смещений первой и второй секции шлюза в сторону камеры. С 1973 г., по рекомендации Гидропроекта, на секции № 1 камеры шлюза в ее в верхней части установлены закрепляющие фермы-распорки, а верхние половины лицевых граней усилены дополнительной арматурой и набетонкой толщиной 40 см. В 1997 г. на секции 4 по правой стенке камеры шлюза со стороны тыловой грани установлены контрфорсы, а со стороны лицевых граней правых стенок секций 3 и 4 в пределах отметок 110,0…144,5 установлена дополнительная арматура и выполнены набетонки толщиной по 40 см.

Фермы-распорки Павловского шлюза

Вид на верхнюю голову Павловского шлюза

Верхние ворота и стенка падения Павловского шлюза

Верхние ворота и стенка падения Павловского шлюза

Состояние стенки камеры шлюза до реконструкции



Нижние основные ворота Павловского шлюза

Нижние основные ворота Павловского шлюза

Осушенная камера Павловского шлюза во время реконструкции

Вид из камеры шлюза на основные ворота верхней головы

Рабочий затвор наполнения Павловского шлюза


📷aquatic.ru
Дата публикации: 1/22/2021

0 Comments:

Подписка на рассылку по Email

Больше интересных публикаций из нашей ленты