Павловский судоходный шлюз
Павловский шлюз – однокамерный, однониточный, железобетонный. Класс сооружения – II. Входит в состав Павловского гидроузла, расположенного на р. Уфа в 177 км выше по течению г. Уфа в районе поселка Павловка Нуримановского района Республики Башкортостан.
Собственник: Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Эксплуатирующая организация : ФБУ «Администрация «Камводпуть».
Кроме шлюза в состав гидроузла входят: водосливная плотина, совмещенная со зданием ГЭС, земляные русловая (правобережная) и левобережная плотины.
Генпроектировщик – Московское отделение проектного института «Гидроэнергопроект» (Мосгидэп). Строительная организация – СУ УфаГЭСстрой.
Шлюз введен в опытную эксплуатацию 25.04.1958 г., постоянную – 23.01.1962 г.
Основной функциональной задачей шлюза является поддержание вместе с другими сооружениями гидроузла напорного фронта, осуществление пропуска судов и плотов, а также пиковой части катастрофического паводка повторяемостью 1%.
Максимальный расчетный напор на гидроузел – 33,20 м (на данный момент шлюз является самым высоконапорным в Европе). Напорным фронтом шлюза являются конструкции верхней головы и стенки секции № 1 камеры шлюза.
Общая длина шлюза между наружными гранями устоев – 164,16 м. Габаритные размеры камеры шлюза: длина – 120,0 м, ширина – 15,0 м, глубина на пороге при НПУ – 2,40 м.
Основной функциональной задачей шлюза является поддержание вместе с другими сооружениями гидроузла напорного фронта, осуществление пропуска судов и плотов, а также пиковой части катастрофического паводка повторяемостью 1%.
Максимальный расчетный напор на гидроузел – 33,20 м (на данный момент шлюз является самым высоконапорным в Европе). Напорным фронтом шлюза являются конструкции верхней головы и стенки секции № 1 камеры шлюза.
Общая длина шлюза между наружными гранями устоев – 164,16 м. Габаритные размеры камеры шлюза: длина – 120,0 м, ширина – 15,0 м, глубина на пороге при НПУ – 2,40 м.
Верхняя голова шлюза имеет доковую армобетонную конструкцию длиной 34,15 м и шириной по основанию 42,0 м, толщина днища 12,0 м. Порогом основных и аварийно-ремонтных ворот служит стенка падения высотой 23,0 м и толщиной 6,0 м.
На верхней голове шлюза в качестве основных установлены подъемно-опускные ворота – плоские, скользящие, сдвоенные, типа «Глаголь», на нижней – опускные, плоские на опорах скольжения.
На верхней голове установлены аварийно-ремонтные ворота – плоские, колесные, сдвоенные, типа «Глаголь».
На нижней голове установлены ремонтные опускные ворота – плоские, скользящие.
Маневрирование воротами выполняется с помощью электромеханического привода. В качестве тягового органа на верхних и нижних основных воротах, а также ремонтных воротах нижней головы используется стальной канат, на аварийно-ремонтных – пластинчатая цепь.
Система питания – распределительная. Затворы наполнения рабочие – плоские, скользящие с электрогидравлическим приводом. Затворы наполнения ремонтные –плоские, скользящие с электромеханическим приводом, в качестве тягового органа используется стальной канат. Рабочие затворы опорожнения-конусные с электромеханическим приводом. Ремонтные затворы опорожнения-дисковые с ручным приводом.
Предохранительное устройство отсутствует.
Система питания – распределительная. Затворы наполнения рабочие – плоские, скользящие с электрогидравлическим приводом. Затворы наполнения ремонтные –плоские, скользящие с электромеханическим приводом, в качестве тягового органа используется стальной канат. Рабочие затворы опорожнения-конусные с электромеханическим приводом. Ремонтные затворы опорожнения-дисковые с ручным приводом.
Предохранительное устройство отсутствует.
Особенности и интересные факты о сооружении
При возведении шлюза имели место многочисленные нарушения технологии укладки бетона,
особенно в зимний период, в связи с чем, качество бетона основных конструктивных элементов шлюза неудовлетворительно, что подтверждается значительным объемом ремонтных работ, которые проводятся на шлюзе, с первых лет его эксплуатации.
Так, с 1962 г. начался ремонт облицовки водопроводных галерей. Ремонт лицевых
поверхностей устоев межворотного пространства между АРВ и РВ верхней головы проводится с 1964 г. С 1968 г. ведется ремонт стен камеры и устоев верхней и нижней голов
шлюза.
Также, проведены работы по усилению некоторых железобетонных конструктивных элементов шлюза. В начальный период эксплуатации была установлена тенденция смещений первой и второй секции шлюза в сторону камеры. С 1973 г., по рекомендации Гидропроекта, на секции № 1 камеры шлюза в ее в верхней части
установлены закрепляющие фермы-распорки, а верхние половины лицевых граней усилены дополнительной арматурой и набетонкой толщиной 40 см. В 1997 г. на секции 4 по
правой стенке камеры шлюза со стороны тыловой грани установлены контрфорсы, а со
стороны лицевых граней правых стенок секций 3 и 4 в пределах отметок 110,0…144,5
установлена дополнительная арматура и выполнены набетонки толщиной по 40 см.
0 Comments: