Новосибирский судоходный шлюз

Новосибирский шлюз ⎼ железобетонный, однониточный, трехкамерный, с головной системой наполнения, доковой конструкции с разрезным днищем, с полной обратной засыпкой. Расположен на надпойменной террасе правого берега реки Обь в 20 км выше областного центра г. Новосибирска, 680 км от слияния рек Бия и Катунь и входит в состав транспортно-энергетического узла на реке Обь. Является единственным судоходным шлюзом за Уралом.  Входит в состав Новосибирского гидроузла и обеспечивает судопропуск в створе Новосибирской ГЭС.

Шлюз в Новосибирске

Класс сооружения ⎼ II. 
Эксплуатирующая организация  ФБУ «Администрация Обского БВП».

В состав сооружения входят:
- судоходный шлюз с причальными сооружениями в верхнем и нижнем подходах;
- верхний и нижний подходные каналы;
- дамба мола;
- оградительная дамба;
- левобережная и правобережная дамбы нижнего подходного канала;
- правобережная оградительная дамба (Ельцовская).

Средняя продолжительность физической навигации составляет от 175 суток на водохранилище, до 195 суток в нижнем подходном канале.

Строительство шлюза было начато в 1952 г. в составе Новосибирского гидроузла в соответствии с общей программой развития Западно-Сибирского региона России. В 1957 г., после пяти лет строительства, шлюз был введен в опытную эксплуатацию.

12 августа 1961 года Новосибирский гидроузел был принят государственной комиссией, а с 1 октября 1961 года Распоряжением Совета народного хозяйства Новосибирского экономического административного района от 22.09.1961 №718 шлюз передан в распоряжение Обского бассейнового управления водных путей.

поперечный разрез камеры Новосибирского шлюза

Продольный разрез Новосибирского шлюза


Эксплуатационные показатели шлюза

Наименование характеристики Значение
Верхний бьеф
Нижний бьеф
Отметки уровня воды:

 

 

- максимальный уровень (расчетный)

114,00 100,30
- нормальный судоходный уровень (НПУ) - расчетный 113,50 94,50
- минимальный навигационный уровень - расчетный 112,47

93,70

- максимальный зимний уровень 113,5 92,83
- минимальный зимний уровень (УМО) 108,5 90,96
Площадь водохранилища по зеркалу при НПУ, км2

1070

 

Объем воды в водохранилище полный при НПУ, км3 8,8

 

Объем воды в водохранилище полезный при НПУ, км3 4,4

 

Максимальный расчетный (проектный) напор, м 20,3

 

Напор при НПУ 19,8

 

Глубина на пороге при НПУ (м) 6,0 3,3

В основании шлюза залегают преимущественно пески разнозернистые с глинистыми коренными породами.

Габаритная длина (между внешними гранями устоев верхней и нижней голов) 
⎼ 553 м.

Камеры шлюза: длина  148 м, полезная длина  145 м, ширина  18 м, глубина на пороге при НПУ – 6,0 м, площадь по зеркалу  2 516,00 м², объем сливной призмы при НПУ и УНБ = 93,7  21,4 тыс. м³.

Головы шлюза докового типа из монолитного армированного бетона.

Тип системы наполнения шлюза 
 головной, системы перепуска – головной; среднее время наполнения – 8-10 мин, опорожнения ⎼ 9 мин.

Криволинейные палы выполнены:
- на верхней голове в виде сплошных армобетонных стенок уголкового вида;
- на нижней голове из железобетонных опор расположенных через 12 м, с железобетонными стенками между ними, их длина – 87 м.

Камеры Новосибирского шлюза

Новосибирский судоходный шлюз

На верхней, промежуточных и нижней головах, в качестве основных, установлены двустворчатые ворота ригельного типа. Маневрирование створками ворот осуществляется с помощью электромеханического привода (штанговый). На верхней головы предусмотрены подъемно-опускные (плоские, скользящие) аварийно-ремонтные ворота с электромеханическим цепным приводом г/п 200 т на каждую сторону. На нижней голове предусмотрены двустворчатые стоечно-ригельные ворота с электромеханическим приводов (цевочная рейка).

Затворы водопроводных галерей: рабочие – плоские скользящие (4,8х3,0 м; вес 7,5 т), ремонтные – плоские скользящие (3,5х3,0 м; вес 3,5 т).

Предохранительное устройство от навала судов не установлено. Также отсутствует оборудование для обеспечения шлюза в условиях продленной навигации.

Судопропуск через Новосибирский шлюз

На стенах секций в специальных нишах смонтированы плавучие рымы для швартовки судов, оборудованные вертикальными и горизонтальными крюками. Высота горизонтального крюка 1,5 м над водой. Вес рыма 1,61 т. Расстояния между направляющими рымов 20 м.

Центральный пульт управления работой шлюза расположен в здании верхней головы шлюза.

Время судопропуска одиночного судна – 45 мин, группы судов – 52 мин.

Сведения о количестве шлюзований на Новосибирском шлюзе

Архивные снимки со строительства Новосибирского шлюза



Укладка первого бетона в основание Новосибирского шлюзаСтроительство шлюза в Новосибирске

Строительство Новосибирского шлюзаСтроительство шлюза в Новосибирске

Новосибирский шлюз. Строительство шлюзаСтроительство шлюза Новосибирского гидроузла

Новосибирский судоходный шлюз во время строительства

Новосибирский шлюз во время строительстваПервое наполнение камер Новосибирского шлюза

Строительство Новосибирского шлюзаСтроительство Новосибирского шлюза

1957 г. Проход первого судна через Новосибирский шлюзНовосибирский шлюз. Опытная эксплуатация. 1959 год

📷 gelio.livejournal.com; nsk.novosibdom.ru; dmitriytravel.ru

Дата публикации: 1/29/2023

0 Comments:

Подписка на рассылку по Email

Больше интересных публикаций из нашей ленты