Новосибирский судоходный шлюз
Новосибирский шлюз ⎼ железобетонный, однониточный, трехкамерный, с головной системой наполнения, доковой конструкции с разрезным днищем, с полной обратной засыпкой. Расположен на надпойменной террасе правого берега реки Обь в 20 км выше областного центра г. Новосибирска, 680 км от слияния рек Бия и Катунь и входит в состав транспортно-энергетического узла на реке Обь. Является единственным судоходным шлюзом за Уралом. Входит в состав Новосибирского гидроузла и обеспечивает судопропуск в створе Новосибирской ГЭС.Класс сооружения ⎼ II.
Эксплуатирующая организация ⎼ ФБУ «Администрация Обского БВП».
- судоходный шлюз с причальными сооружениями в верхнем и нижнем подходах;
- верхний и нижний подходные каналы;
- дамба мола;
- оградительная дамба;
- левобережная и правобережная дамбы нижнего подходного канала;
- правобережная оградительная дамба (Ельцовская).
Средняя продолжительность физической навигации составляет от 175 суток на водохранилище, до 195 суток в нижнем подходном канале.
Строительство шлюза было начато в 1952 г. в составе Новосибирского гидроузла в соответствии с общей программой развития Западно-Сибирского региона России. В 1957 г., после пяти лет строительства, шлюз был введен в опытную эксплуатацию.
В основании шлюза залегают преимущественно пески разнозернистые с глинистыми коренными породами.
Габаритная длина (между внешними гранями устоев верхней и нижней голов) ⎼ 553 м.
Камеры шлюза: длина ⎼ 148 м, полезная длина ⎼ 145 м, ширина ⎼ 18 м, глубина на пороге при НПУ – 6,0 м, площадь по зеркалу ⎼ 2 516,00 м², объем сливной призмы при НПУ и УНБ = 93,7 ⎼ 21,4 тыс. м³.
Головы шлюза докового типа из монолитного армированного бетона.
Тип системы наполнения шлюза ⎼ головной, системы перепуска – головной; среднее время наполнения – 8-10 мин, опорожнения ⎼ 9 мин.
Криволинейные палы выполнены:
- на верхней голове в виде сплошных армобетонных стенок уголкового вида;
- на нижней голове из железобетонных опор расположенных через 12 м, с железобетонными стенками между ними, их длина – 87 м.
На стенах секций в специальных нишах смонтированы плавучие рымы для швартовки судов, оборудованные вертикальными и горизонтальными крюками. Высота горизонтального крюка 1,5 м над водой. Вес рыма 1,61 т. Расстояния между направляющими рымов 20 м.
Центральный пульт управления работой шлюза расположен в здании верхней головы шлюза.
Время судопропуска одиночного судна – 45 мин, группы судов – 52 мин.
12 августа 1961 года Новосибирский гидроузел был принят государственной комиссией, а с 1 октября 1961 года Распоряжением Совета народного хозяйства Новосибирского экономического административного района от 22.09.1961 №718 шлюз передан в распоряжение Обского бассейнового управления водных путей.
Эксплуатационные показатели шлюза
Наименование характеристики | Значение | |
Верхний бьеф | Нижний бьеф | |
Отметки уровня воды: |
|
|
- максимальный уровень (расчетный) |
114,00 | 100,30 |
- нормальный судоходный уровень (НПУ) - расчетный | 113,50 | 94,50 |
- минимальный навигационный уровень - расчетный | 112,47 | 93,70 |
- максимальный зимний уровень | 113,5 | 92,83 |
- минимальный зимний уровень (УМО) | 108,5 | 90,96 |
Площадь водохранилища по зеркалу при НПУ, км2 | 1070 |
|
Объем воды в водохранилище полный при НПУ, км3 | 8,8 |
|
Объем воды в водохранилище полезный при НПУ, км3 | 4,4 |
|
Максимальный расчетный (проектный) напор, м | 20,3 |
|
Напор при НПУ | 19,8 |
|
Глубина на пороге при НПУ (м) | 6,0 | 3,3 |
В основании шлюза залегают преимущественно пески разнозернистые с глинистыми коренными породами.
Габаритная длина (между внешними гранями устоев верхней и нижней голов) ⎼ 553 м.
Камеры шлюза: длина ⎼ 148 м, полезная длина ⎼ 145 м, ширина ⎼ 18 м, глубина на пороге при НПУ – 6,0 м, площадь по зеркалу ⎼ 2 516,00 м², объем сливной призмы при НПУ и УНБ = 93,7 ⎼ 21,4 тыс. м³.
Головы шлюза докового типа из монолитного армированного бетона.
Тип системы наполнения шлюза ⎼ головной, системы перепуска – головной; среднее время наполнения – 8-10 мин, опорожнения ⎼ 9 мин.
Криволинейные палы выполнены:
- на верхней голове в виде сплошных армобетонных стенок уголкового вида;
- на нижней голове из железобетонных опор расположенных через 12 м, с железобетонными стенками между ними, их длина – 87 м.
На верхней, промежуточных и нижней головах, в качестве основных, установлены двустворчатые ворота ригельного типа. Маневрирование створками ворот осуществляется с помощью электромеханического привода (штанговый). На верхней головы предусмотрены подъемно-опускные (плоские, скользящие) аварийно-ремонтные ворота с электромеханическим цепным приводом г/п 200 т на каждую сторону. На нижней голове предусмотрены двустворчатые стоечно-ригельные ворота с электромеханическим приводов (цевочная рейка).
Затворы водопроводных галерей: рабочие – плоские скользящие (4,8х3,0 м; вес 7,5 т), ремонтные – плоские скользящие (3,5х3,0 м; вес 3,5 т).
Предохранительное устройство от навала судов не установлено. Также отсутствует оборудование для обеспечения шлюза в условиях продленной навигации.
Центральный пульт управления работой шлюза расположен в здании верхней головы шлюза.
Время судопропуска одиночного судна – 45 мин, группы судов – 52 мин.
0 Comments: