Северо-Двинская шлюзованная система
Северо-Двинская шлюзованная система (СДШС), ранее носившая название система герцога Александра Виртембергского, построена в 1828 году для осуществления товарооборота между Архангельском и Петербургом.В связи с постройкой в 1897 году железной дороги до Архангельска, а затем Беломорско-Балтийского канала в 1933 году, система утратила свою значимость. В настоящее время путь используется для туризма и местной перевозки леса.
Протяженность искусственных водных путей СДШС составляет 127 км, в том числе 16,5 км составляют каналы, 70,5 км – озера и 40 км – шлюзованные реки (р. Иткла и р. Порозовица). Она ведет из бассейна реки Волга в бассейн Северной Двины и соединяет водораздельный бьеф Волго-Балтийского канала с рекой Сухона. Начинается она у селения Топорня на реке Шексна и заканчивается на реке Сухона у селения Шера, расположенного в семи километрах от истока реки.
С 1860 по 1870 при проведении реконструкции была ликвидирована часть шлюзов - из 12 эксплуатируемых осталось 7. Еще одна реконструкция была реализована в 1916 - 1920 гг.
В 1964 году после строительства шлюзов Волго-Балтийского водного пути был ликвидирован шлюз №1.
Содержание и эксплуатацию системы осуществляет ФБУ "Администрация "Севводпуть".
Сегодня в состав СДШС входит 4 гидроузла, на которых эксплуатируется: 6 шлюзов, 6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 1 мостовая переправа и 3 понтонные переправы.
В последние годы, при поддержке Росморречфлота, проводится полное восстановление гидротехнических сооружений СДШС, последняя реконструкция на которых проводилась еще в 1917 году.
В период с 2008 по 2018 гг. в рамках капитального ремонта, отремонтированы все судоходные гидротехнические сооружения Северо-Двинской шлюзованной системы, включенные в перечень объектов капитального ремонта ФБУ «Администрация «Севводпуть»: шлюзы №№3, 4, 6, 7, плотина «Знаменитая», плотины №№ 4, 5 ,6 и Ферапонтовская плотина. В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» Речной транспорт. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по объекту «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы. 1 этап» в период 2012-2020 гг. завершена реконструкция в том числе Топорнинская и Кишемская заградительные плотины, шлюзы №№ 5, 2.
Судоходные шлюзы СДШС
Гидроузел №1
Судоходный шлюз №2
Судоходный шлюз №3
Гидроузел №2
Судоходный шлюз №4
Гидроузел №3
Судоходный шлюз №5
Судоходный шлюз №6
Гидроузел №4
Судоходный шлюз №7
0 Comments: