Вышневолоцкой водной системе исполнилось 320 лет
ФГБУ «Канал имени Москвы» отмечает 320-летие с начала строительства Вышневолоцкой водной системы, сообщает пресс-служба Росморречфлота. Построенные больше чем три века назад каналы и гидротехнические сооружения сегодня продолжают свою работу в составе подразделений Тверского РГС - филиала учреждения.
Своим появлением водная система обязана Великому Петру I, замыслившему водным, самым дешевым транспортным путем, соединить строящийся Петербург с внутренними районами страны дя перевозки материалов, товаров и продовольствия. 12 января 1703 года Петр I издал указ о «перекопной работе» в селении Вышний Волочек, как явствует из его названия, где веками переволакивали посуху суда из р.Цны (Балтийского бассейна) на р.Тверца (Каспийского бассейна) и обратно на древнем водном пути "из варяг в хазары".
Под руководством голландских мастеров в 1708 году были построены три полушлюза на р. Цне и Тверецкий канал длиной 2,8 км с двумя полушлюзами. В 1709 году открылось судоходство по первой в России искусственной водной системе. Путь оказался мелководным, так как иностранные специалисты не смогли решить проблему питания водораздельного бьефа. Вода накапливалась медленно, на проход судов с грузами требовались иногда несколько месяцев.
В 1774 году Вышневолоцкая водная система была выкуплена у семьи Сердюковых в государственную казну. В конце 17 века основное внимание уделялось увеличению питания системы водой. Летом 1785 года Екатерина II лично осмотрела Вышневолоцкий путь. В честь этого события на Старотверецкой плотине установлен обелиск с вензелем «E», который сохранился до наших дней.
В 1786-1787 годах Вышневолоцкую систему реконструировали. Деревянные сооружения заменили на гранитные, а вдоль системы устроили бечевники - идущие вдоль водной трассы дороги для буксировки судов на бурлацкой или конной тяге. Ширина судоходных отверстий на всех полушлюзах увеличилась до 10,6 м. Проведенная реконструкция системы существенно улучшила судоходные условия, в результате чего загрузка судов в весенний период стала достигать 90 т, а в меженный период – 65 т. Общий объем перевозок увеличился до 300 тыс. т., количество судов проходило за навигацию от 4,5 по 5 тыс. единиц.
В 1790 году в «Путешествии из Петербурга в Москву» Александр Радищев писал: «Никогда не проезжал сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельной, достоин памятника для дальнейшего потомства».
В 1790 году в «Путешествии из Петербурга в Москву» Александр Радищев писал: «Никогда не проезжал сего нового города, чтобы не посмотреть здешних шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельной, достоин памятника для дальнейшего потомства».
Постройка Мариинской и Тихвинской систем в начале 19 века не уменьшила значение Вышневолоцкого пути. Две новые системы приняли на себя избыточный грузооборот. Переломным для Вышневолоцкой системы стал 1852 год. В этом году состоялось открытие Николаевской железной дороги. Грузы с Волги стали оседать в Твери. Оттуда их отправляли в Петербург по железной дороге. В 1889 году Вышневолоцкая система как транзитный водный путь перестала существовать. На ней осталось только местное движение и сплав леса.
Во время Великой Отечественной войны Москва испытывала острую нехватку электроэнергии. Пуск дополнительной воды из Заводского водохранилища увеличил бы выработку электроэнергии Иваньковской, Угличской и Рыбинской ГЭС. В декабре 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о переустройстве Вышневолоцкой системы. Был прорыт Новотверецкий канал с пропускной способностью 100 м3/с. Наращивались и переустраивались сооружения, подпирающие Заводское водохранилище. Были построены новые плотины на реках Цне и Таболке. Для защиты от затопления трассы Москва-Ленинград и поселка Красномайский возвели дамбы. Это позволило увеличить объём водохранилища в два раза. В 1949 году начала давать электроэнергию Новотверецкая ГЭС, построенная на новом канале.
С 1964 по 1999 годы проводились реконструкции Старотверецкой, Нижнецнинской, Шлинской и Вельевской плотин. Последние три были перестроены из гранитных и деревянных в железобетонные.
В 2006 году на привокзальной площади Вышнего Волочка установили памятник, посвященный Вышневолоцкой водной системе. В его композиции Михаил Сердюков знакомит Петра I с проектом будущей реконструкции.
В состав гидросооружений, образующих и поддерживающих уровень Вышневолоцкого водохранилища, входят Новотверецкая ГЭС, Новоцнинская плотина, плотина на реке Таболке, Ленинградская дамба, Красномайские дамбы №3 и №4, водосливной порог на реке Садве. В административном отношении сооружения расположены в городе Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области. Общая протяженность напорного фронта Вышневолоцкого водохранилища составляет 11,5 км.
0 Comments: