Волго-Донскому судоходному каналу 70 лет
Росморречфлот. Грандиозный, исторический, трудовой ⎼ Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина принимает поздравления с 70-летием. В праздничных торжествах, состоявшихся 27 июля, приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов, руководители администраций бассейнов внутренних водных путей, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, председатель Волгоградского областного Совета профсоюзов, представители государственных органов власти, подрядных и общественных организаций, учебных заведений.
Масштабы работ при его создании и сегодня, спустя 70 лет, поражают своим размахом. Создание Волго-Донского комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то на ввод в эксплуатацию ВДСК потребовалось всего три с половиной года. За время строительства было перемещено 174 млн. м3 земли, уложено три миллиона кубометров бетона и железобетона, закреплено откосов сооружений на площади 2,9 млн. м². Смонтировано около 60 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования.
Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства. Стройка была всенародной. 2000 предприятий выполняли заказы для строительства Волго-Донского судоходного канала. В строительстве канала участвовало более 1 млн. человек.
Волго-Дон стал настоящим испытательным полигоном новой отечественной науки и техники. По степени механизации Волго-Дон превзошел все предшествующие гидротехнические сооружения. Бетонные работы здесь были механизированы на 100%, земляные работы ⎼ на 98% (на строительстве канала имени Москвы ⎼ на 45%).
На строительстве канала впервые работал гигантский землеройный агрегат ⎼ шагающий экскаватор ЭШ ⎼ 14/65, изготовленный на Уральском машиностроительном заводе. Емкость его ковша ⎼ 14 м³, куда мог свободно поместиться средний грузовик. Длина стрелы экскаватора была 65 м, он мог разрабатывать грунт на глубину 45 м и отбрасывать его в сторону на 110 м. Такой экскаватор обслуживал экипаж из 17 человек. Для борьбы с грунтовыми водами впервые были использованы иглофильтровые установки. И это не единственные примеры того, что люди самых разных профессий вложили свой труд и знания в Волго-Дон.
Волго-Донской комплекс сооружений ⎼ это и уникальный архитектурный ансамбль.
Канал сооружен в местах, где во время Гражданской и Великой Отечественной войн проходили исторические сражения за Царицын-Сталинград. Эти две темы и отражены во всех сооружениях канала: в Триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах, а также в монументах и барельефах. Архитектурный проект был разработан мастерской под руководством Л. Полякова и воплощен в жизнь.
Сегодня гидротехнические сооружения Волго-Донского комплекса признаны архитектурным памятником Волгоградской области.
31 мая 1952 года слились воды двух великих российских рек ⎼ Волги и Дона.
Создание канала позволило замкнуть Единую глубоководную систему европейской части России, соединившую Балтийский и Беломорский с Азово-Черноморским и Каспийским морскими бассейнами, а также связать недорогим и экологичным водным транспортом крупнейшие промышленные и сельскохозяйственные агломерации нашей страны.
На канале протяженностью 101 км возведено 96 гидротехнических сооружений: 13 судоходных шлюзов, 22 судоходных канала, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения, 2 паромные переправы, 6 остановочных пунктов и др.
Сегодня под управлением администрации находится грандиозное по инженерной сложности и масштабам хозяйство: 130 гидротехнических сооружений, более ста единиц технического флота, а также свыше 80 объектов энергетики и связи.
Ежегодно по Волго-Донскому судоходному каналу проходит до 6000 единиц флота, выполняется более 70 тыс. шлюзований, перевозится около 8 млн тонн грузов, в том числе нефтепродукты, сера, зерновые, минеральные удобрения, минерально-строительные материалы и др. Средняя продолжительность навигации 250 суток.
Насосными станциями перекачивается до одного миллиарда м³ воды для нужд судоходства и орошения.
Основным направлением в работе ФБУ «Администрация «Волго-Дон» является обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы расположенных на них гидротехнических сооружений.
Для безаварийной работы гидротехнических сооружений Волго-Дона в короткий межнавигационный период (3,5 месяца) выполняются значительные объемы работ по плановому капитальному и текущему ремонту конструкций шлюзов, оборудования, зданий и коммуникаций.
ФБУ «Администрация «Волго-Дон» поэтапно реализует мероприятия подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» по реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала.
На данный момент:
Сданы в эксплуатацию по завершению реконструкции 12 объектов.
В стадии реализации ⎼ 3 объекта.
В период 2023-2027гг. планируется реконструировать еще 7 объектов.
Проводится плановая работа по обеспечению гидросооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Для обеспечения круглосуточного судоходства канал оснащен системой оперативной связи и средствами навигационного ограждения судового хода. Создана единая автоматизированная информационно-управляющая система диспетчеризации и мониторинга состояния сооружений.
Волго-Дон сегодня - одно из крупнейших подведомственных учреждений Федерального агентства морского и речного транспорта, современный транспортно-технологический комплекс и, самое главное, слаженный коллектив высококлассных специалистов, умеющих решать задачи любой сложности.
Работники учреждения достойно выполняют свою работу, обеспечивая безопасность судоходства на внутренних водных путях, работу гидротехнических сооружений, исполнение задач государственного портового контроля, диспетчерского регулирования движения судов, выработки электроэнергии и целый ряд других важных функций.
Новые, еще более масштабные задачи смогут решать путейцы и гидротехники Волго-Дона после завершения успешно ведущейся комплексной реконструкции основных сооружений и объектов канала.
📷📰morflot.gov.ru
0 Comments: