Нижне-Камский судоходный шлюз

Нижне-Камский шлюз – однокамерный, двухниточный, железобетонный. Класс сооружения – II. Расположен в Комсомольском районе города Набережные Челны, республика Татарстан, на р. Кама в 280 км от ее устья, в 283 км от Чайковского шлюза. Предназначен для пропуска судов, плотов и катастрофических паводков редкой повторяемости.
 
Нижне-Камский судоходный шлюз

Строительство шлюза начато в 1963 г. В мае 1979 г. сооружение введено в опытную эксплуатацию, в 1986 г. – постоянную. 

Нижне-Камский шлюз расположен на левобережной пойме р. Камы. Слева к верхней голове примыкает земляная плотина. Справа через земляную вставку располагается здание ГЭС с примыкающей к нему бетонной водосливной плотиной. Шлюз участвует в пропуске максимальных расходов половодья свыше 1% обеспеченности только через систему питания, т.е. через галереи при закрытых воротах нижних голов, при этой ворота верхних голов открыты как при наполнении, а в камере устанавливается промежуточный уровень воды. 

Система питания шлюза головная. Забор воды при наполнении производится непосредственно из верхового подходного канала путем подъема плоских рабочих ворот на верхних головах шлюза. Опорожнение камер шлюза осуществляется в нижний подходной канал через обводные галереи, расположенные в устоях нижних голов и оборудованные рабочими и ремонтными затворами. 


Нормальный судоходный уровень (НПУ) верхнего бьефа 68,00мБС, в настоящее время Нижне-Камское водохранилище эксплуатируется при временной отметки НПУ равной 63,30мБС. Нормальный судоходный уровень нижнего бьефа 50,50мБС. Минимальный расчетный уровень навигационный уровень нижнего бьефа 49,20мБС. Напор при НПУ – 17,5 (12,8) м. В межнавигационный период уровень верхнего бьефа срабатывается с отметки 68,00мБС до отметки 66,00мБС, в период временной эксплуатации с отметки 63,00мБС до 61,80мБС, напор с стороны ВБ принимается на аварийно-ремонтные ворота ВГ, напор со стороны НБ принимается на ремонтные ворота, ремонтные затвора опущены и перекрывают галереи опорожнения. 

Камеры шлюза монолитной доковой конструкции. По длине разрезаны температурно-осадочными швами на секции длиной 30м. Верхние головы представляют собой монолитные доковые конструкции, состоящие из днища, устоев, жестко связанных между собой. В док вписаны стенки падения, предусмотрены ниши для размещения в них рабочих и аварийно-ремонтных ворот. 


Нижние головы представляют собой монолитные доковые конструкции и имеют ниши для размещения рабочих и ремонтных ворот. В днище и устоях расположены ободные галереи опорожнения камер, оборудованные рабочими и ремонтными затворами. 

Общая длина шлюза, между наружными гранями устоев 380,0 м. Габаритные размеры камер шлюза 300,0 × 30,0 м. Глубина на пороге верхней головы при НПУ – 5,3 м, при минимальном навигационном уровне – 4,0м. Глубина на пороге нижней головы при НПУ – 5,5 м, при минимальном навигационном уровне – 4,2м. Длина верхней головы – 30,0м. Длина нижней головы – 50,0м. 

Ворота верхней головы:
основные – плоские, колесные – 2 ед., привод – электрогидравлический;
аварийно-ремонтные – плоские, скользящие – 2ед., привод – электрогидравлический. 

Ворота нижней головы: 
основные – двустворчатые, ригельные – 2 ед., привод – гидравлический;
ремонтные – двустворчатые, стоечные – 2ед., привод – канатный.

Затворы водопроводных галерей:
затворы опорожнения – плоские, колесные – 4ед., привод – гидравлический.

Собственник: Федеральное агентство морского и речного флота.

Эксплуатирующая организация: ФБУ «Администрация «Камводпуть».

Камера Нижне-Камского судоходного шлюза

Ворота Нижне-Камского судоходного шлюза

Судопропуск на Нижне-Камском судоходном шлюзе


Дата публикации: 4/23/2021

0 Comments:

Подписка на рассылку по Email

Больше интересных публикаций из нашей ленты