О состоянии судоходных шлюзов Днепровского каскада

Интернет издание GMK Center посвятило цикл публикаций сложившейся ситуации с судоходными шлюзами, эксплуатируемыми на реке Днепр. При наметившимся увеличении судопотока, техническое состояние сооружений и безопасность осуществления судопропуска через них у многих специалистов вызывает реальные опасения. Ниже приведено обобщение опубликованных сведений. Ссылки на первоисточники приведены в конце сообщения.

Запорожский судоходный шлюз

Отсутствие финансирования

На балансе госпредприятия "Укрводпуть" числится шесть судоходных шлюзов Днепровского каскада, и еще старый трехкамерный шлюз в Запорожье, который находится на капитальном ремонте с 1993 года и в ближайшие 5 - 10 лет его завершение явно не предвидится.  Основной проблемой отрасли является катастрофическое недофинансирование на содержание и своевременное проведение ремонтно-восстановительных работ шлюзов. Отсутствие денег обуславливает также низкие зарплаты  персонала (самые низкие в транспортной отрасли), и, как следствие его нехватку. Указанное обстоятельство привело к задержке открытия навигации в этом году. 

Освоение средств

Второй немаловажной проблемой является освоение выделенных по остаточному принципу денежных средств. В прошлом году из запланированных 124 млн грн (331,15 млн руб) успели реализовать только 20% от этой суммы. В 2018 году из 125, 8 млн грн (335,15 млн руб) было освоено только 4%. Основная причина - выделение средств в последние два месяца года.

В 2020 году изначально планировалось выделить 116,3 млн грн (309,84 млн руб) на ремонт четырех шлюзов. В итоге сумму урезали в 3 раза. 

Техническое состояние и трудности судопропуска

Срок некоторых из эксплуатируемых шлюзов достигает 70 лет. Из-за отсутствия надлежащего обслуживания и ремонта уровень их технического состояния может оцениваться как аварийный. В своем интервью бывший руководитель ГП "Укрводпуть" Дмитрий Шершнев сказал: "Все шесть шлюзов сейчас эксплуатируются с формулировкой "не пригоден к нормальной эксплуатации". ... На каждом шлюзе - 20 - 30 объектов, вышедших из строя".  

Из результатов обследования, выполненного в 2015 году американскими специалистами следует, что без срочной комплексной реконструкции судоходство по Днепру может быть прекращено в текущем году.

Из-за ограниченного технического состояния Каховского и Запорожского судоходных шлюзов с учетом увеличения заявок на шлюзование возникают очереди до 16 часов.

На приведение шлюзов в требуемое техническое состояния по разным оценкам требуется от 0,5 до 1,0 млрд грн (1,5 - 3,0 млрд руб.) и примерно 5 лет работы. Для изыскания требуемых денежных средств рассматриваются различные варианты.

Помимо различных сценариев госбюджетного финансирования предлагается рассмотреть возможность привлечения средств из Европейского Союза, что уже ранее реализовывалось. В частности в 2017 году, из полученного от туда финансирования в 2016 году, был выполнен капитальный ремонт на нескольких шлюзах на сумму 105 млн грн (280 млн руб).

Заброшенный шлюз в Запорожье

Качество ремонтно-восстановительных работ

Есть проблемы и с качеством проводимых ремонтных работ на средства, которые все же дошли до потребителя. Отмечается, что из-за отсутствия опыта проведения подобных работ квалификация организаций и специалистов не высока. В качестве примера в интервью с Дмитрием Шершневым приведены два случая на Киевском судоходном шлюзе:
1. Организация "Киевгидромонтаж" выиграла конкурс на замену верхних основных ворот шлюза. Деньги она получила, новые ворота не установила.
2. Насосная станция, отвечающая за откачку воды из камеры шлюза, не доведена до введения в эксплуатацию. В 2018 году из-за не полной замены насосов было затоплено машинное отделение.

Будем надеяться, что необходимые деньги и квалифицированные кадры все же найдутся и Днепровские шлюзы приведут в надлежащие техническое состояние в скором времени.  

Ссылки на первоисточники:
ВОДНАЯ ПРЕГРАДА: КАК УКРАИНА РАЗРУШАЕТ ШЛЮЗОВУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ ДНЕПРА
Дата публикации: 8/08/2020

0 Comments:

Подписка на рассылку по Email

Больше интересных публикаций из нашей ленты